Воскресенье, 22.12.2024, 17:51
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск
Меню сайта
    Флагманы образования 2024
Оценка качества
Запись на обучение
Вход

Статистика

В сети всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Министерство образования Камчатского края

краевое государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Камчатский центр детского и юношеского технического творчества»
тел/факс: +7(415-2)26-43-54             e-mail: krctc@mail.ru

Каталог статей

Главная » Материалы » Безопасность на дорогах » Методическая копилка

Маршрут дом-школа-дом

Министерство образования и науки Камчатского края

краевое государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Камчатский центр детского и юношеского технического творчества»

УГИБДД УМВД России по Камчатскому краю

Методические рекомендации
в помощь педагогическим работникам образовательных организаций Камчатского края
по составлению схемы безопасного маршрута обучающегося «Дом-школа-дом»

г. Петропавловск-Камчатский
2016 год



Данные методические рекомендации разработаны в соответствии с пунктом 4 подпункта 4.4.1. «О разработке типовой схемы безопасного маршрута «Дом - школа - дом» протокола заседания Комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения Камчатского края от 30.03.2016 г.

С каждым годом на улицах городов и посёлков увеличивается количество транспортных средств, что повышает риск дорожно-транспортных происшествий, в том числе с участием несовершеннолетних.

Многое в организации порядка и безопасности движения на улицах зависит от пешеходов, даже незначительные нарушения правил дорожного движения, невнимательность на улицах могут привести к тяжким последствиям.

Один из наиболее действенных способов предупреждения дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних - это формирование осознанного поведения у обучающихся при движении по маршруту от дома до образовательной организации, в которой он обучается, и обратно.

В каждой образовательной организации разработан и утверждён Паспорт образовательного учреждения по обеспечению безопасности дорожного движения, в котором есть типовая схема безопасного маршрута, на основании которой разрабатывается индивидуальный Маршрут безопасного движения обучающегося.

В данных методических рекомендациях обозначены основные требования к оформлению маршрута, этапы разработки и использования маршрута «Дом-школа-дом».

  • II. Требования к оформлению
    маршрута движения школьника «Дом-школа-дом»

Маршрут движения школьника «Дом-школа-дом» (далее Маршрут) - это графически оформленный план участка населённого пункта, в котором обозначена схема и размещено описание рекомендуемого пути движения школьника из дома в школу и обратно.

Маршрут «Дом-школа-дом» в старших классах разрабатывается самостоятельно. Обучающимся младших классов помощь в разработке Маршрута оказывают родители и учитель.

Работу по составлению Маршрута рекомендуется проводить в начале учебного года и по необходимости корректировать в зимний период с учётом дорожной обстановки.

При проведении уроков ОБЖ, классных часов учителю необходимо отводить время на обсуждение с обучающимися возможных опасностей, которые могут встретиться на пути следования по маршруту «Дом - школа - дом». Очень важно обращать внимание детей на объекты, которые могут закрывать обзор «скрытая угроза», особенно в межквартальных проездах: прикрытые канализационные люки, стоящие машины, кусты и т.д. Ребенок должен помнить, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность.

В ходе образовательного процесса учителям рекомендуется повторять с обучающимися назначение дорожных знаков, правила перехода регулируемых и нерегулируемых перекрёстков, правила поведения в общественном транспорте.

Каждый разрабатываемый Маршрут обсуждается в классе, где ученик, для которого он составлен, должен уметь объяснить его.

Требования к оформлению Маршрута:

  • схема пути движения школьника выполняется на листе форматом А5 в цветном изображении;
  • жилые дома, строения изображаются в виде квадратов или прямоугольников с указанием улиц (см. Паспорт образовательного учреждения по обеспечению безопасности дорожного движения);
  • на схеме, при оформлении Маршрута, путь движения из дома в школу и обратно обозначается сплошной линией со стрелкой;
  • прочие опасности (места пересечения, примыкания дорог, объекты, закрывающие обзор) - это места, на которые необходимо обратить особое внимание ребёнка во время его движения по маршруту, указать восклицательным знаком (!) красного цвета;
  • опасные объекты (люки, недостроенные дома, гаражи, трубы и др.), встречающиеся по пути следования ребёнка, обозначаются соответствующими условными обозначениями;
  • для каждой улицы, которую приходится переходить школьнику, делается две записи «Характеристика улицы» (с точки зрения ее опасности) и «Советы по переходу улицы»;
  • схему безопасного маршрута «Дом-школа-дом» и рекомендации школьнику размещают в дневнике обучающегося.

  • III. Этапы разработки маршрута «Дом-школа-дом»

Перед разработкой безопасного Маршрута школьника классным руководителям необходимо провести родительское собрание, на котором ознакомить родителей (законных представителей) ребёнка с едиными требованиями и этапами по составлению схемы безопасного маршрута «Дом-школа-дом».

На схеме выделяются участки повышенной опасности:

 

  1. Подготовительный этап составления схемы Маршрута.
    1. На первом этапе родители вместе со школьниками проходят путь от дома до школы и обратно и намечают наиболее безопасный вариант, отмечают более опасные варианты.
    2. При выборе варианта пути следования определяются места перехода улиц наиболее безопасные для ребенка.
    3. Выбрав вариант движения, родители совместно с ребёнком составляют схему расположения улиц от дома до школы.

      (В случае, если в маршрут входит поездка ребенка на автобусе и т.п., в схеме указывается расположение улиц вблизи дома (место посадки в автобус) и расположение улиц вблизи школы (место выхода из автобуса и движения в школу).

  2. Основной этап составления схемы Маршрута.
    1. На пути «дом-школа»:

       

      • выход из дома и первый переход через улицу;
      • переход через улицу и перекрестки;
      • посадка в общественный транспорт (остановка) и выход из него (если ребенок пользуется автобусом);
      • последний переход через улицу и вход в школу.
    2. На пути «школа-дом»:

       

      • отмечается выход из школы и последний переход улицы и вход в дом;
      • выделяются участки повышенной опасности на не рекомендуемых вариантах движения, чтобы обучающиеся могли понять, в чем их опасность, и почему они не рекомендуются.
    3. Отмечается нерегулируемый пешеходный переход с размещением следующей информации «Приближающее транспортное средство необходимо пропустить и, убедившись в безопасности, переходить улицу».
    4. Отмечается регулируемый пешеходный переход с размещением следующей информации «Переходить улицу необходимо только на зеленый сигнал светофора для пешеходов».
    5. На опасные участки, где обзор улицы может быть затруднен, наносятся условные знаки:

       

      • деревья, кусты;
      • стоящие машины, затрудняющие обзор и др.
    6. Отмечается место автобусной остановки с размещением следующей информации «При ожидании автобуса стоять, отступив от края тротуара. К двери автобуса не подходить до полной его остановки».
    7. Указывается место выхода из общественного транспорта с размещением следующей информации «Подождите, пока не уйдет автобус!».
    8. Отмечается выход из школы с размещением следующей информации «Переходить улицу только шагом!».
  3. Заключительный этап составления схемы Маршрута.
    1. Родители наносят Маршрут безопасного движения на схему расположения улиц от дома до школы и обратно.
    2. Родители совместно с ребёнком проходят путь от дома до школы и обратно, обращая внимание ребёнка на наиболее опасные места.
    3. Разработанный Маршрут размещается в дневнике обучающегося.

IV. Советы по использованию маршрута «дом-школа-дом»

  1. Родители, сопровождая обучающегося в школу и обратно, должны добиться понимания ребёнком всех опасностей, которые могут встретиться на пути движения по данному Маршруту.
  2. Необходимо отрабатывать привычку заблаговременного выхода из дома, отсутствия спешки, сдержанность и осторожность у обучающегося при движении через дорогу для посадки в автобус, а также в пути по дороге и при возвращении домой, если дом находится на противоположной стороне улицы.
  3. Самостоятельное движение обучающегося по Маршруту возможно лишь после того, как родители будут уверены в том, что ребенок выполняет все требования безопасного поведения на дороге.

Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Бармин А.В., Гальцова Е.А., Клюева И.Ю., Нечаева О.П. Изучаем Правила дорожного движения 1- 4 классы, выпуск 2 - В.: «Издательство «Учитель», 2010.
  2. Виноградова Н.Ф. Программа и поурочно-тематическое планирование по курсу «Безопасность на дорогах» для детей младшего школьного возраста: книга для учителя — М.: ЗНАС-КЛАСС: Издательство НЦ ЭНАС, 2007.
  3. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД – М.: «ВАКО», 2004.
  4. Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю., Бонк И.К. Как развивать внимание и память вашего ребенка: Книга для детей и их родителей. – М.: Эйдос, 1993.
  5. Новиков С. Безопасный путь в школу. М., 1996.
  6. Рыбин А.Л., Маслов М.В. Дорожное движение безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся – М.: «Просвещение» , 2008.
  7. Рублях В.Э., Правила дорожного движения для 1 класса, 1997.
  8. Рублях В.Э., Правила дорожного движения для 7-8 классов, 1997.
  9. Фролова Т.В. Внеурочная деятельность. ФГОС. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма 1 - 6 классы: программа «В жизнь по безопасной дороге» - В.: «Издательство «Учитель», 2014.
  10. Харри Тайдре, Я и улица, 1997.
  11. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения – М.: «Издательство Скрипторий », 2009.
  12. Шинкарчук С.А. Правила безопасности дома и на улице - Спб.: Издательский Дом «Литера» (серия «Начальная школа»), 2010.
  13. Элькин Г.Н. Правила безопасного поведения на дороге - Спб.: Издательский Дом «Литера» (серия «Начальная школа»), 2011.

Учебно-методические пособия и журналы

  1. Внимание, переходим через улицу, - Журнал «Книжки, нотки, игрушки для Катюшки и Андрюшки», № 6-2007.
  2. Знай правила движения, как таблицу умножения. - Журнал «Книжки, нотки, игрушки для Катюшки и Андрюшки», № 2-2007.
  3. Осторожно, двери закрываются, - Журнал «Книжки, нотки, игрушки для Катюшки и Андрюшки», № 6-2007.
  4. Обучение детей безопасному поведению на дорогах. Учебно-методическое пособие. М.: ООО «Армпресс», 2005.
  5. Правила дорожного движения для всей семьи! – Оренбург: УГИБДД УВД Оренбургской области, 2002.
  6. Системный проект профилактики безопасности поведения детей на дорогах, профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, включая обоснование требований по структуре и связанности ее элементов, требований к содержанию деятельности, оснащению и образовательным программам. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2006.
  7. Светофор, - Журнал «Книжки, нотки, игрушки для Катюшки и Андрюшки» № 6-2007.
  8. Это нужно знать тебе и мне, - Журнал «Книжки, нотки, игрушки для Катюшки и Андрюшки» № 2-2007.

Приложение 1

ПАМЯТКА
«РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ»

  1. Переходи улицу только в установленном месте, внимательно ее осмотрев.
  2. Переходи улицу шагом. Недопустимо бегать через дорогу, стараясь успеть на автобус.
  3. Выходи из дома заблаговременно, чтобы не спешить.
  4. На нерегулируемом пешеходном переходе остановись, увидев движущееся транспортное средство, пропусти его и, убедившись в безопасности, переходи проезжую часть.
  5. Ожидая автобуса отступи от края тротуара, дождись полной его остановки и открытия дверей. Только после этого садись в автобус.
  6. Необходимо заранее подготовиться для выхода из автобуса.
  7. После выхода из автобуса пройди к перекрестку (пешеходному переходу), внимательно осмотри проезжую часть, убедись в безопасности и переходи дорогу.

Приложение 2

Памятка
юного пешехода

«Будь внимателен на дороге»

  1. Переходи проезжую часть по пешеходному переходу.
  2. Прежде чем пересечь улицу или дорогу, убедись в полной безопасности перехода. Помни, переходить проезжую часть необходимо только прямо.
  3. При переходе проезжей части убедись в безопасности: посмотри вначале налево, потом сразу направо и во все стороны, откуда может появиться машина.
  4. Не перебегай улицу или дорогу перед близко идущим транспортом.
  5. Не ходи по проезжей части, она предназначена для транспорта. Ходить нужно по тротуару или по пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны. Если пешеходных дорожек нет, иди только по левой обочине навстречу движению транспорта.
  6. Строго подчиняйся сигналам светофора или дорожным знакам.
  7. Будь внимателен к окружающим:
    • если человек упал, помоги подняться;
    • старым и слабым помоги перейти улицу;
    • ребёнка переведи сам.

(данная памятка располагается на обратной стороне Маршрута)

Приложение 3

Условные обозначения

- маршрут движения из дома в школу и обратно

!

- прочие опасности (пересечения, примыкания дорог, объекты закрывающие обзор)

- здания, сооружения

- люки

- межквартальные проезды

 

- трубы;

периметральное ограждение

 

- тротуар;

- светофорное регулирование движения

- дорожные знаки

 

- недостроенные дома

Г

- гаражи

- пояснения

 

- проезжая часть

- пешеходный переход

- автобусная остановка

- пешеходная дорожка

- жилая зона

- регулируемый перекресток;

 

 

Категория: Методическая копилка
Просмотров: 2182 | Теги: Маршрут дом-школа-дом